Выбор масел и смазок
Выбор масел и смазок
Выбор масел и смазок – в этой главе изложены некоторые советы по применению различных масел и смазок. Несмотря на многочисленную справочную литературу, многие автомобилисты теряются в огромном количестве зарубежных и отечественных масел и смазок, тем более, что порой встречаются и противоречивые рекомендации.
Итак, для большинства современных бензиновых двигателей годятся (по отечественной классификации) лишь те марки моторных масел, в обозначении которых есть буквы B1 и Г1. При этом масло B1 можно использовать лишь при уменьшенном вдвое пробеге между рекомендуемыми сроками замены. Масла В2 и Г2 предназначены для соответственно средне- и высокофорсированных дизелей. Если индекса 1 или 2 нет — такое масло универсально, оно годится как для бензинового, так и дизельного двигателя.
Всесезонные масла
Всесезонные масла имеют в обозначении знак дроби. Например: М63/10г1 – моторное загущенное (всесезонное) для бензиновых современных двигателей. При температуре 100°С его вязкость — 10 сСт (сантистокс), на морозе же оно ведет себя как зимнее с рабочей вязкостью 6 сСт.
Классификация моторных масел
Импортные моторные масла имеют другую классификацию, а вернее три классификации. Первая — по SAE (Общество Американских Автомобильных Инженеров). И выглядит обозначение так: SAE 10W/30 — всесезонное (W) масло, а численные значения вязкости аналогичны отечественной классификации (см. табл. 1). Кроме того, существует классификация по назначению API (Американский Нефтяной Институт). Здесь все масла подразделяются на две группы: масла “S” для бензиновых и “С” — дизельных двигателей. После этой буквы идет другая — А, В, С, D, Е, F и т.д. по мере улучшения свойств и пригодности к использованию в более форсированных двигателях. Современным требованиям отвечают классы Е, F, G, Н, J. Таким образом, полностью марка импортного масла по SAE и API выглядит так: SAE 10W/30 API ”SE”.
Применяемость моторных масел различных классов вязкости в зависимости от температуры окружающего воздуха приведена в табл. 2.
В 1996 г. введена в действие классификация масел АСЕА (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). По ней масла для бензиновых двигателей, например, типа “SG” (по API) получают индекс АСЕА А2-96, а типа “SH” — АСЕА АЗ-96.
Масла для дизелей типа “CD”, “CD+” и “CF-4” получили соответствующие обозначения АСЕА В1-96, АСЕА В2-96 и АСЕА ВЗ-96.
Таблица 1. Соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ и SAE
|
Можно ли смешивать различные сорта масел, в том числе различных фирм?
Обычно во всех справочниках и инструкциях дается отрицательный ответ, т.к. разные сорта масел имеют различные комплексы присадок, что может повлечь образование осадков, потерю качества и т.п. Это не совсем верно. По международным правилам масло не допускается к продаже, если оно несовместимо с другими марками, в т.ч. других фирм. Исключение составляют лишь масла для двигателей гоночных автомобилей и некоторых специальных двигателей. В противном случае приходилось бы постоянно помнить о том, какое масло и какой фирмы залито в двигатель, чтобы при доливке не “испортить” его.
Трансмиссионные масла по новому ГОСТу имеют обозначение ТМ (например ТМ-5-9 —трансмиссионное масло 5-й группы по эксплуатационным свойствам, 9 класса вязкости, загущенное). Зарубежная классификация трансмиссионных масел по SAE (вязкость) и API (назначение) в сравнении с требованиями нашего ГОСТ представлена в табл. 3 и 4.
Выше речь шла о маслах на минеральной основе, т.е. полученных из нефти. Но существуют и синтетические масла. В последние годы они стали очень широко применяться как в двигателях, так и в трансмиссиях автомобилей. “Синтетика”
Таблица 3. Соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по ГОСТ и SAE !
ГОСТ 17479.2-85 | SAE |
9 | 75 W |
12 | 80W/85W |
18 | 90 |
34 | 140 |
— | 250 |
по ГОСТ и SAE
Таблица 4. Соответствие групп эксплуатационных свойств
ГОСТ 17479.2-85 | API |
ТМ-1 | GL-1 |
ТМ-2 | GL-2 |
ТМ-3 | GL-3 |
ТМ-4 | GL-4 |
ТМ-5 | GL-5 |
— | GL-6 |
трансмиссионных масел по ГОСТ и АР!
имеет гораздо лучшие вязкостно-температурные свойства, а говоря упрощенно — она более вязкая при нагреве и более жидкая на морозе. Кроме того, такие масла обладают лучшими противоизносными свойствами и меньше расходуются на угар. Единственным недостатком является более высокая цена. Как компромисс выпускаются и полусинтетические масла.
Особняком стоят масла типа “ATF” для автоматических гидромеханических коробок передач. С обычными трансмиссионными маслами они совершенно не взаимозаменяемы.
Пластичные смазоки
Что касается пластичных смазок, то на первом месте здесь Литол-24 — универсальная и водостойкая литиевая смазка. В принципе она может применяться во всех узлах трения современных автомобилей, за исключением шарниров равных угловых скоростей (шрусов). Здесь же обязательно применение смазки ШРУС-4, которая содержит дисульфид молибдена (MoS2) и имеет высокие про- тивозадирные свойства, что необходимо для надежной работы этих шарниров.
Смазка “158” — также литиевая, содержит противоизносную и антиокисли- тельную присадку – фталоцианин меди и поэтому имеет синий цвет. Хорошо работает в карданных подшипниках. Токсична, поэтому нежелателен ее контакт с кожей рук и тем более попадание в пищу.
Смазки семейства “Фиол” —- близки к Литолу и более морозостойки, а Фи- ол-2М содержит дисульфид молибдена (но в меньшем количестве, чем ШРУС-4 и поэтому заменой ему быть не может). Применяются в карданных шарнирах, узлах электрооборудования, рулевых механизмах.
Смазки ЛСЦ-15 и Л3-31 — обладают высокими показателями по стабильности, но почти не встречаются на прилавках магазинов. Могут быть заменены Фи- олами, “№ 158”, ШРУС-4.
Бариевая смазка ШРБ-4 — очень водостойкая волокнистая масса. Она не разрушает резину и применяется в шаровых опорах подвески и рулевых шарнирах.
У смазки ЦИАТИМ-201 — единственное достоинство — морозостойкость до -60°С. Может быть заменена Фиолами. Недопустимо ее применение в сильнона- груженных узлах, таких как подшипники колес.
ЦИАТИМ-221 похожа по свойствам на “201-й”, но приготовлена на синтетической жидкости, благодаря чему не действует на резиновые детали. Применяется в вакуумных усилителях тормозов, прерывателях-распределителях системы зажигания.
Семейство “Униолов” — в принципе также близко к Литолу и может заменять его.
Графитная смазка содержит молотый графит в смеси с солидолом. Годится только для грубых открытых механизмов, листов рессор, винтов домкратов, зубчатых и цепных передач, шлицевых соединений. Ее нельзя использовать в подшипниках качения.
Что касается старых смазок типа солидолов, консталинов, ЯНЗ-2, 1-13, УТ-1, УТ-2, AM и многих других, то их эксплуатационные качества гораздо ни же и по возможности в автомобиле их применять не следует.
Опубликовано:8 апреля, 2017admin