Выбор масел и смазок

Выбор масел и смазок

Выбор масел и смазок

Выбор масел и смазок – в этой главе изложены некоторые советы по применению различных масел и смазок. Несмотря на многочисленную справочную литературу, многие автомобилисты теряются в огромном количестве зарубежных и отечественных масел и смазок, тем более, что порой встречаются и противоречивые рекомендации.

Итак, для большинства современных бензиновых двигателей годятся (по отечественной классификации) лишь те марки моторных масел, в обозначении которых есть буквы B1 и Г1. При этом масло B1 можно использовать лишь при уменьшенном вдвое пробеге между рекомендуемыми сроками замены. Масла В2 и Г2 предназначены для соответственно средне- и высокофорсированных дизелей. Если индекса 1 или 2 нет — такое масло универсально, оно годится как для бензинового, так и дизельного двигателя.

Всесезонные масла

Всесезонные масла имеют в обозначении знак дроби. Например: М63/10г1 – моторное загущенное (всесезонное) для бензиновых современных двигателей. При температуре 100°С его вязкость — 10 сСт (сантистокс), на морозе же оно ведет себя как зимнее с рабочей вязкостью 6 сСт.

Классификация моторных масел

Импортные моторные масла имеют другую классификацию, а вернее три классификации. Первая — по SAE (Общество Американских Автомобильных Инженеров). И выглядит обозначение так: SAE 10W/30 — всесезонное (W) масло, а численные значения вязкости аналогичны отечественной классификации (см. табл. 1). Кроме того, существует классификация по назначению API (Американский Нефтяной Институт). Здесь все масла подразделяются на две группы: масла “S” для бензиновых и “С” — дизельных двигателей. После этой буквы идет другая — А, В, С, D, Е, F и т.д. по мере улучшения свойств и при­годности к использованию в более форсированных двигателях. Современным требованиям отвечают классы Е, F, G, Н, J. Таким образом, полностью марка импортного масла по SAE и API выглядит так: SAE 10W/30 API ”SE”.

Применяемость моторных масел различных классов вязкости в зависимо­сти от температуры окружающего воздуха приведена в табл. 2.

В 1996 г. введена в действие классификация масел АСЕА (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). По ней масла для бензиновых двигателей, например, типа “SG” (по API) получают индекс АСЕА А2-96, а ти­па “SH” — АСЕА АЗ-96.

Масла для дизелей типа “CD”, “CD+” и “CF-4” получили соответствующие обозначения АСЕА В1-96, АСЕА В2-96 и АСЕА ВЗ-96.

Таблица 1. Соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ и SAE

Классы вязкости, принятые в России (ГОСТ) Вязкость при -18°С, сСт, не более Пределы вязкости при 100°С, сСт Соответствующий класс по SAE
не менее не более
3,8 0W
Зз 1250 3,8 5W
2600 4,1 10 W
53 6000 5,6 15 W
10400 5,6 20 W
6 __ 5,6 7,0 20
8 7,0 9,5 20
10 9,5 11,5 30
12 11,5 13,0 30
14 13,0 15,0 40
16 15,0 18,0 40
20 __ 18,0 23,0 50
33/8 1250 7,0 9,5 5W/20
43/6 2600 5,6 7,0 10W/20
43/8 2600 7,0 9,5 10W/20
43 2600 9,5 11,5 10W/30
53/10 6000 9,5 11,5 10W/30
53/12 6000 11,5 13,0 10W/30
53/14 6000 13,0 15,0 15W/40
63/10 10400 9,5 11,5 20W/30
6^14 10400 13,0 15,0 20W/30
CD

CD

10400 15,0 18,0 20W/30

Выбор масел и смазок

 

 

 

 

 

 

Можно ли смешивать различные сорта масел, в том числе различных фирм?

Обычно во всех справочниках и инструкциях дается отрицательный ответ, т.к. разные сорта масел имеют различные комплексы присадок, что может повлечь образование осадков, потерю качества и т.п. Это не совсем верно. По междуна­родным правилам масло не допускается к продаже, если оно несовместимо с дру­гими марками, в т.ч. других фирм. Исключение составляют лишь масла для дви­гателей гоночных автомобилей и некоторых специальных двигателей. В против­ном случае приходилось бы постоянно помнить о том, какое масло и какой фир­мы залито в двигатель, чтобы при доливке не “испортить” его.

Трансмиссионные масла по новому ГОСТу имеют обозначение ТМ (например ТМ-5-9 —трансмиссионное масло 5-й группы по эксплуатационным свойствам, 9 класса вязкости, загущенное). Зарубежная классификация трансмиссионных масел по SAE (вязкость) и API (назначение) в сравнении с требованиями нашего ГОСТ представлена в табл. 3 и 4.

Выше речь шла о маслах на минеральной основе, т.е. полученных из нефти. Но существуют и синтетические масла. В последние годы они стали очень широ­ко применяться как в двигателях, так и в трансмиссиях автомобилей. “Синтетика”

Таблица 3. Соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по ГОСТ и SAE !

ГОСТ 17479.2-85 SAE
9 75 W
12 80W/85W
18 90
34 140
250

по ГОСТ и SAE

Таблица 4. Соответствие групп эксплуатационных свойств 

ГОСТ 17479.2-85 API
ТМ-1 GL-1
ТМ-2 GL-2
ТМ-3 GL-3
ТМ-4 GL-4
ТМ-5 GL-5
GL-6

трансмиссионных масел по ГОСТ и АР!

имеет гораздо лучшие вязкостно-температурные свойства, а говоря упро­щенно — она более вязкая при нагреве и более жидкая на морозе. Кроме того, такие масла обладают лучшими противоизносными свойствами и меньше расхо­дуются на угар. Единственным недостатком является более высокая цена. Как компромисс выпускаются и полусинтетические масла.

Особняком стоят масла типа “ATF” для автоматических гидромеханических коробок передач. С обычными трансмиссионными маслами они совершенно не взаимозаменяемы.

Пластичные смазоки

Что касается пластичных смазок, то на первом месте здесь Литол-24 — уни­версальная и водостойкая литиевая смазка. В принципе она может применяться во всех узлах трения современных автомобилей, за исключением шарниров рав­ных угловых скоростей (шрусов). Здесь же обязательно применение смазки ШРУС-4, которая содержит дисульфид молибдена (MoS2) и имеет высокие про- тивозадирные свойства, что необходимо для надежной работы этих шарниров.

Смазка “158” — также литиевая, содержит противоизносную и антиокисли- тельную присадку – фталоцианин меди и поэтому имеет синий цвет. Хорошо ра­ботает в карданных подшипниках. Токсична, поэтому нежелателен ее контакт с кожей рук и тем более попадание в пищу.

Смазки семейства “Фиол” —- близки к Литолу и более морозостойки, а Фи- ол-2М содержит дисульфид молибдена (но в меньшем количестве, чем ШРУС-4 и поэтому заменой ему быть не может). Применяются в карданных шарнирах, уз­лах электрооборудования, рулевых механизмах.

Смазки ЛСЦ-15 и Л3-31 — обладают высокими показателями по стабильно­сти, но почти не встречаются на прилавках магазинов. Могут быть заменены Фи- олами, “№ 158”, ШРУС-4.

Бариевая смазка ШРБ-4 — очень водостойкая волокнистая масса. Она не разрушает резину и применяется в шаровых опорах подвески и рулевых шар­нирах.

У смазки ЦИАТИМ-201 — единственное достоинство — морозостойкость до -60°С. Может быть заменена Фиолами. Недопустимо ее применение в сильнона- груженных узлах, таких как подшипники колес.

ЦИАТИМ-221 похожа по свойствам на “201-й”, но приготовлена на синтетиче­ской жидкости, благодаря чему не действует на резиновые детали. Применяется в вакуумных усилителях тормозов, прерывателях-распределителях системы за­жигания.

Семейство “Униолов” — в принципе также близко к Литолу и может заменять его.

Графитная смазка содержит молотый графит в смеси с солидолом. Годится только для грубых открытых механизмов, листов рессор, винтов домкратов, зуб­чатых и цепных передач, шлицевых соединений. Ее нельзя использовать в под­шипниках качения.

Что касается старых смазок типа солидолов, консталинов, ЯНЗ-2, 1-13, УТ-1, УТ-2, AM и многих других, то их эксплуатационные качества гораздо ни же и по возможности в автомобиле их применять не следует.

 

Опубликовано:8 апреля, 2017admin

Добавить комментарий

error: Content is protected !!