Ремонт радиаторов системы охлаждения

Ремонт радиаторов системы охлаждения

Ремонт радиаторов системы охлаждения

Ремонт радиаторов системы охлаждения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены вертикально (рис. 1) или гори­зонтально (рис. 2), но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Много­численные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиле­ния их охлаждения встречным потоком возду­ха при движении автомобиля и (или) создава­емого вентилятором.

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Материалы для изготовления радиаторов долж­ны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и со­единялись пайкой[1]. В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на лег­ковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым до­нышком. В этом случае герметизацию соеди­нения трубок с донышками бачков осуществ­ляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем за- вальцовки края донышка на буртик корпуса при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.

Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жид­кость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше ат­мосферного. После остановки двигателя и ос­тывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные де­тали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конеч­ном итоге к их повреждению.

Ремонт радиаторов системы охлажденияНаиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:

  • разгерметизация соединений трубок с бачками;
  • повреждение швов на трубках;
  • трещины и пробоины в бачках, в том числе на патрубках и заливной горловине;
  • повреждение резиновых уплотнений.

Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.

УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК


Ремонт радиаторов системы охлаждения – Если обнаружилась незначительная утечка
, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.

Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными[2] и часто называются “Герметики радиатора»[3]. Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.

Как правило, после добавления средства в охлаждающую жидкость необходимо завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 10-15 минут или проехать 10-15 км – течь должна прекратиться[4]. Если нет – требуется более серьезный ремонт.

Отрицательные последствия от применения герметизирующих присадок, особенно при их передозировке или неправильном использовании, заключаются в том, что в системе охла­ждения образуются сгустки, которые могут закупорить каналы в узких и плохо прокачиваемых местах (например, радиатор отопителя салона).

В связи с этим после применения «герметика радиатора» необходимо тщательно промыть систему, желательно с использованием специальных препаратов.

РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. На­дежность ремонта повышается при наклады­вании на место повреждения заплат или бан­дажа[5]. Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения техно­логии склеивания.

Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, исполь­зуя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Же­лательно использовать материалы, специ­ально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это пре­дусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки ре­комендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовав­шейся заглушки разровнять по по­верхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть ма­териала (время ис­пользования до на­чала отверждения) невелика, всего не­сколько минут. Пос­ле установки за­глушку необходи­мо удерживать при­жатой к ремонтируе­мой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания6. Для большинства «твердых сварок» оно состав­ляет величину от 2 до 4 минут.

Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отвер­ждении прижатой по всей окружности с помо­щью бандажа. С этой целью используют, на­пример, короткие отрезки (кольца) из метал­лических или пластмассовых трубок (жела­тельно тонкостенных) с внутренним диамет­ром на 5-10 мм больше, чем у патрубка в ме­сте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набива­ют и удерживают до отверждения необходи­мое количество предварительно хорошо раз­мятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.

После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи- шпатлевки обладают столь высокой прочно­стью, что не крошатся при механической обра­ботке.

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Большие трещины и пробоины (диаметром бо­лее сантиметра) закрывают заплатами, напри­мер из стеклоткани. Их приклеивают с помо­щью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев- герметиков7. Эти материалы более пла­стичны, чем клеи-шпатлевки. В случае не­обходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают за­платы большей ве­личины. При ре- , монте трубок ра­диатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутст­вии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10-15 см) требуют применения метал­лических накладок, закрепляемых на повреж­денном месте различными способами, напри­мер с помощью винтов-саморезов.

Многочисленные мелкие повреждения, обра­зовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизи­руют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные мате­риалы на эпоксидной основе, обладающие те­кучестью, достаточной для заливки мест по­вреждений.

Один из возможных вариантов ремонта за­ключается в том, что зачищенное и обезжи­ренное место повреждения заливают компаун­дом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают гори­зонтально на подставку (рис. 3). На нее пред­варительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключе­ния приклеивания к радиатору.

Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – тер­мопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлажде­нии. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея поме­щают на очищенное осушенное место повреж­дения, а затем прогревают паяльником до рас­текания и получения ровного слоя.

ПАЙКА И СВАРКАРемонт радиаторов системы охлаждения

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Пайка латунных деталей осуществляется лег­коплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и за­паивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вы­резанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют8.

Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:

  • внутрь трубки вводят нагретый стержень со­ответствующего диаметра;
  • после размягчения припоя трубку извлекают из бачка вместе со стержнем;
  • устанавливают и запаивают новую трубку. Аргонодуговая электросварка деталей произ­водится с применением в качестве присадоч­ного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АКЮ. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
  • имеют плохую свариваемость из-за образо­вания тугоплавкой окиси алюминия на по­верхности деталей;
  • при нагреве скачком переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное;
  • имеют большой коэффициент термического расширения, что при нагреве вызывает де­формации и сильные внутренние напряже­нии, поэтому перед сваркой детали прогре­вают, а после сварки медленно охлаждают;
  • при перегреве свыше 400°С прочность алю­миния резко уменьшается и может произой­ти разрушение даже от небольшого удара.

В зону сварки подаётся аргон, который на­дежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.

Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусоч­ков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью па­яльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальней­шего развития.

Газодинамическое напыление находит все бо­лее широкое применение для тонкостенных де­талей из алюминия. В отличие от газопламен­ного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабаты­ваемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0-1,5 мм получается за счет того, что образу­ющие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую де­таль и наплавляются на ее поверхность.

КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ

Ремонт радиаторов системы охлаждения – Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой сторо­ной – на выходной. Заливную горловину (ес­ли она есть) закрывают штатной пробкой, за­тем через вентиль камеры насосом накачива­ют воздух до получения избыточного давле­ния. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пу­зырьков воздуха он считается герметичным.

Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.

  1. Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
  2. [2]  В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
  3. [3] «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «на­ружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
  4. [4]  Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сна­чала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
  5. Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков.
  6. Это связано с тем, что твёрдые клеи – шпатлёвки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если её не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
  7. Отличие от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05-0,15 мм, а у герметика – свыше 1 мм.
  8. При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
Опубликовано:13 апреля, 2017admin

Добавить комментарий

error: Content is protected !!